Александр Кучерук

 

Автор стихотворений, рассказов, мини-эссе. Победитель литературных конкурсов, в последние годы - член жюри. Менее известен как автор художественных фотографий, монотипий. Публикуется в городских и областных газетах и журналах. Авторский поэтический сборник "Всем до востребования" и коллективный "Плеяда поэтов". Один из лидеров и старейшин Клуба Творческого Общения "СтараяСарепта".

Ярый поборник трудолюбия в поэзии. Ветеран Волгоградского клуба любителей фантастики. Библиофил, киноман, проповедник энциклопедических знаний в области литературы, кино, художественному творчеству, естественных наук, истории.

Клипы на стихи, ставшие песнями здесь.

 

От шалостей детских беспечных

ты к жизни финалу идёшь…

А сказки – они – бесконечны;

вот тут он ошибся. Ну, что ж,

ведь он – не поэт. Он – обычной

монетою медною стёрт –

глядит в телевизор привычно,

особенно, если там спорт.

А эти… как их?.. Эм – пи – реи…

К чему ему? Так: болтовня

и просто пустые затеи…

Понять он не может меня.

Мы – разные. Мы – антиподы.

Он твёрдо стоит на земле.

Не ищет в пустыне он воду

и искорку света в золе.

Мы – разные. Словно магнита

два полюса: север и юг.

Туманно-воздушный пиита –

сумел повстречаться я вдруг

с той женщиной, с коей однажды

судьбу он навеки связал.

И стал мне спасеньем от жажды

души её светлой фиал.

* * *

Поток из стихов и из писем;

курортно-почтовый роман –

он души обоим возвысил…

Но ветер развеял туман.

Ах, где бы найти режиссёра,

чтоб смог тот поставить кино…

Вот старая сказка, которой

быть юной всегда суждено.

* * *

Стихи – не блажь, безделка и игрушка,

об этом даже говорить не след…

Ныряет в пруд по-прежнему лягушка,

на камнях Фудзи от улитки след,

лежит в пыли тиран – горшком разбитым,

красавица выходит на балкон,

гусар стихи читает, как молитву,

летит трамвай под рельс весёлый звон…

В них сладость волшебства и прелесть чуда,

в них свежесть взгляда на привычный мир,

в них – словно клады – спрятаны под спудом

от инфузорий и до чёрных дыр.

В них песнь любви всечасно торжествует,

в них чувств переплетенье, шум и блеск,

то радость исполняет их, ликуя,

то горьких слёз журчание и плеск.

* * *

Всё это ритмом связано единым,

и рифмою завязано в узлы…

Стихи, как воздух, нам необходимы,

и сглаживают острые углы.

Чтоб все любили, радостью согреты,

чтоб изливался нежных чувств поток,

на свете существуем мы – поэты –

кудесники чеканно-звонких строк.

* * *

ПАМЯТИ Е. М. БОГАТА

Да! Душу нам руками не потрогать.

И чтобы взвесить, не найти весов…

Но из меня поэта сделал Богат,

который, в общем, не писал стихов.

Но сонной дури мерный ход нарушив,

под вечно-громогласное «Ура!»

он открывал невиданные души,

как Леверье, на кончике пера.

Таким негромким, но набатным, звоном

он в нас ЛЮДЕЙ всечасно пробуждал.

Среди литературы монотонной

сиял души сверкающий кристалл.

Что тут скрывать? Я сам, дрожа от страха,

боялся слово лишнее сказать

и, как Ахилл, бежал за черепахой…

Но все же я сумел её догнать.

И поражённый молнии ударом,

писал любимой письма и стихи…

Да! Книги я его читал недаром;

ведь вырос не слепым и не глухим.

Я вслед ему пытаюсь бить тревогу

в глухую полночь и средь бела дня…

Спасибо, что он был – ЕВГЕНИЙ БОГАТ –

и сделал ЧЕЛОВЕКА из меня.

* * *

К чему ему фамилия? Булат –

один такой. Другого не найдёте.

Стихи и струны серебром звенят,

и вот уже душа твоя в полёте.

И есть один Иосиф. Лишь один.

Ведь Осипом прозвали Мандельштама.

Изящной Музы каждый паладин,

боец и рыцарь, но из разных станов.

И Николай. Простое имя, но

один лишь – путешественник и воин,

влюблённый страстно в женщин и в вино,

он был свинцовой пули удостоен.

Ещё Борис. Далёк от мира он,

как будто к нам попал с седьмого неба.

Звучала скрипка и органа стон

в его стихах. А так же быль и небыль.

И ни к чему фамилия. Тарас

был гений. И смотреть не надо косо.

Стихи – ушам, а живопись для глаз;

две музы осеняли малоросса.

И только Он без имени. Настоль

велик поэт, пусть бабник и повеса,

но до сих пор мы ощущаем боль,

как будто сами ранены Дантесом.

Он – наше солнце. Светоч. Наше всё.

Источник вечной радости и света.

И лишь глухой к поэзии осёл

Его лишит прозвания поэта.

* * *

Подорожник придорожный

я бы к ране приложил,

чтобы он помог. Возможно,

только нет душевных сил.

Где она – моя отрада,

окоторой вижу сны?

За невидимой оградой

вся в сиянии Луны.

И под солнцем этим волчьим,

как тумана завиток…

Напрягаю тщетно очи,

но не вижу, так далёк.

Дождь решёткою острожной

мне окно перекрестил…

Подорожник придорожный

я бы… не хватает сил.

* * *

К стопам прекрасным припаду,

склоняясь в почтенье перед Вами.

Я Вас люблю. И пусть в Аду

за это мне готовят пламя.

Но я люблю Вас. И, склоняясь,

целую краешек одежды.

Коктейлем необычным страсть

в душе сливается с надеждой.

И кружит голову, пьяня,

любовь, которой нет предела.

Пыланья моего огня

хватает для души и тела.

Я эту сладость Вам дарю,

моя любовь, моя богиня.

И ту любовь боготворю,

и всех превыше Ваше имя.

* * *

На смерть АВП

Как три гонца, мне горестные вести

вчера три человека принесли…

И вновь судьба играет мастью крести,

а выпадают только короли.

Ещё не отошёл от смерти Бори,

как Палыча лишился этот мир;

хотя моё, быть может, это горе,

но шрамы не рубцуются от дыр,

что множатся в душе моей от боли.

Хоть разум понимает – вечных нет.

Я так любил его – чего же боле! –

он в темноте времён дарил мне свет.

И вот теперь от горя я немею.

Хоть раздаётся плач из строк моих…

Отплыл он на Большие Эмпиреи

под звуки evergreen’ов золотых.

* * *

Грохочет звуком зверь зубастый.

Прострелен очередью нот,

я понимаю, не напрасно

о чём-то этот зверь ревёт.

Он хочет рассказать мне что-то,

о чём не ведал я досель,

и манит сладостью полёта

туда; за тридевять земель,

где в замке заперта принцесса,

где стережёт принцессу гном,

и где избушка среди леса

на курьих ножках правит злом.

* * *

Под звуки колокольных звонов

из Киева престольных врат

выходит стройною колонной

отважных витязей отряд.

Мрак катакомб, кипящий рынок,

детей весёлая возня,

что переходит в поединок…

Перед глазами у меня

встаёт так ясно, будто вижу

картинки эти наяву.

Зверь звуки бусинами нижет.

Я в них плыву, плыву, плыву.

Плыву, как будто в океане,

как Одиссей, Колумб, Ясон…

Зверь снова звуком в сказку манит

и завораживает он.

* * *

Бьётся сердце хрусталём на части;

Маргариту потерял свою

я – поэт, творец и просто мастер…

Может быть, она сейчас в Раю?

как я писем ожидал когда-то;

писем той, кого сейчас пою,

но пришла печальнейшая дата…

Может быть, она сейчас в Раю?

* * *

Словно птицы, пролетают строки.

Ничего я в них не утаю.

Я – любил. Теперь я – одинокий.

Может быть, она сейчас в Раю?

Может, это всё – мои химеры,

время-лёд не тронет полынью,

где таится светлый образ Веры?..

Может быть, она сейчас в Раю?

Вечер проливает кровь заката,

свет сотьмою вновь сошлись в бою.

Только память трепетна и свята;

может быть, она сейчас в Раю?

* * *

Смех сквозь слёзы – ХаваНагила!

Но под небом: то хмурым, то синим –

сколько их в безымянных могилах

и в Германии, и в России.

Кто от голода, кто от болезней,

ну, а кто-то – от пули конвойной…

А теперь – упокоились вместе.

Буду памяти этой достойным.

Кто-то телом лежит, кто-то – пеплом…

Для меня лишь одно, несомненно,

их убийцы отправятся в пекло,

в пресловутую эту геенну.

Суд придёт. Бог осудит всю сволочь,

что про заповедь в раже забыла…

Как едва лишь заметная горечь

в общей сладости – ХаваНагила!

* * *

Г.В. Безугомонову

Заблудившись среди одинаковых дней,

И кружа в нескончаемом беге,

Уплывали от бреда застоя на ней,

Словно Ной-старина на ковчеге.

Как ей, маленькой, стольких вместить удалось

До сих пор это мне непонятно,

Но так здорово пелось и, в общем, пилось

На борту этой лодки, ребята.

Мы уже задыхались от гадостной мглы,

Ничего не видали в тумане,

Но из Англии в помощь прислали «битлы»

Эту жёлтую лодку за нами.

Стал историей, с веком ушедший, застой,

Говорят, что свобода отныне…

Да и жёлтая стала уже золотой

Эта лодка в музейной витрине.

Вновь добро атакует мерзейшее зло,

Валит вновь сине-чёрной стеною…

Я залезу в музей, разобью то стекло…

Ну, ребята, кто в море со мною?!

* * *

из АРКАНАРСКОГО ЦИКЛА

Стихотворение Цурэна, неосторожно процитированное

доном Тамэо в салоне доны Оканы

Как лебедь с подбитым крылом

Взывает тоскливо к звезде,

Так я в ожиданье больном

Томлюсь; нет покоя нигде.

Я за ухо вставил перо,

У белого лебедя взяв,

Но кто отрубил топором

Весёлый мой прежний мой нрав?

Ну, где ты, любимая? Жду!

Ну, что же так дразнишь меня?

Уж птицы запели в саду,

Как знак наступления дня.

Наверно, уже не придешь…

Все это, наверно, игра…

И, взяв нежно под руку ложь,

К поэту приходит хандра.

* * *

из АРКАНАРСКОГО ЦИКЛА

Сонет Цурэна о запретной любви

Холмы прокладной пены – два бедра,

А груди – как две кисти винограда…

Пускай святому Мике ты сестра,

Но мне-то нет! Приди, моя отрада!

Лишь сласти обладания мне надо,

Чтоб я согрелся, словно от костра.

И эта смесь из теплоты с прохладой

Не даст нам спать до самого утра.

Как сладостно сплетаться нам в одно,

Там становясь, подобно Ботсы сплавам.

Помочь сумеет этому вино

Любое, лишь бы нам оно по нраву

Прийтись сумело б, и пыланью тел

Никто не смог бы положить предел.

* * *

Я – и костёр, и еретик на нём.

Во мне одном: палач, топор и жертва с плахой.

И потому мне не дано изведать страха,

что мир готов я озарить огнём.

Я сам себе распятый, гвозди, крест.

Я сам охотник и волчара за флажками.

Пускай стихов моих трепещущее пламя

сияние души прольёт окрест.

Я сам себе и раб, и господин.

Я знаю свой размер, что вешу и что стою.

Ценителей моих несметною толпою…

А приглядишься – лишь мираж один.

* * *

Не Светлый

и не Тёмный,

но Иной –

я – ни к какому не примкну Дозору,

поскольку полосатый: зебре впору.

Что сделать тут? По жизни я – такой.

Вчера я – грешник.

А сейчас – святой.

Вот тема для досужих разговоров.

И верный друг, и тут же – лютый ворог.

Как гений сложный, как дурак простой.

Спасибо мне, что есть я у меня.

Спасибо вам за козни, за интриги,

за горькие, за сладостные миги,

за ночи тьму и за сиянье дня.

За то, что я люблю,

за то, что жив.

Вот вечный поэтический мотив.

* * *

Написал его. Проверил. Стих готов.

Вот и всё. Едва заметной тенью

стал я на краю стихотворенья,

словно тёзка в «Поклонении волхвов».

Знать бы, право, мне: похвалят, побранят,

но читатель из времён далеких,

пробежав глазами бегло строки,

вряд ли сможет углядеть в стихе меня.

Только через много тысяч долгих лет

от любви сияющий читатель,

стих прочтя любимой, молвит: «Кстати,

погляди-ка, перед нами сам поэт!»

* * *

Не знавший скачек и погонь,

в металле на века отлитый,

куда ты скачешь, грозный конь,

и где опустишь ты копыта?!!

Что ж, риторический вопрос,

и не услышать нам ответа…

Стоит среди весенних гроз,

снегов зимы и зноя лета.

Стоит и ждёт, когда седок

державный вдруг натянет повод,

тогда он мягко спрыгнет: скок!

и прочь от камня громового.

Куда? Конечно же, на пир,

где гости лишь одни поэты,

что медный славили кумир

в поэмах, стансах и сонетах.

Пока бушует пира вал,

как вспять повёрнутая Лета,

на опустевший пьедестал

взберётся памятник поэту,

который смог его воспеть

в своих настоль предельно точных,

что слышится, как будто медь

звенит в чеканных этих строчках.

Недолго будет. И вослед

готовы постоять другие;

почти что каждый пел поэт

о нём, а, сколько их в России?..

Но вот опять пришла пора

кумиру пьедестал очистить…

Глазеют снова на Петра

разнообразные туристы.

* * *

Запоздалый мой друг, мой загадочный брат!

Если б знали вокруг, как тебя видеть рад.

Над Невою стоишь, не снимая мундир.

В белоночную тишь смотрят окна квартир.

И кораблик горит на игле у тебя.

Этот сладостный вид наблюдаю, любя.

Мой таинственный брат, обожаемый друг!

Тени предков глядят (вон их сколько вокруг!),

как строку за строкой о тебе я пою.

Здесь мосты над Невой, точно крылья, встают.

У морских берегов стал по воле царя

город – тёзка его и Петра-ключаря.

Ясно вижу сквозь мглу город – сон и туман,

ведь подсел на иглу я – поэт-наркоман.

* * *

Когда судьба протянет медный грош,

а ты хотел серебряный целковый,

ты не считай, что плохо ты живёшь;

всё в жизни измениться может снова.

Внезапно золотой империал

тебе протянет девочка-Фортуна,

и будни превратятся в пёстрый бал,

и, может быть, тогда парнишкой юным

сумеешь ощутить себя опять,

перед которым все лежат дороги…

Надейся, верь, люби – тогда, как знать,

вновь станет счастье на твоём пороге.

* * *

A Niña

Звук гитары слышен где-то;

Это праздник на холмах…

У гитаны кастаньеты

Звонко щелкают в руках

В ритме огненном фламенко.

Что ж, Севилья, веселись!..

Между мной и ею – стенкой

Прошлая предстала жизнь.

Словно пламя ветром кружит,

Платье красное горит,

Открывая пену кружев –

Как прекрасен этот вид.

Но, увы, мне “mia cara”

Не дано ее назвать,

Серенаду под гитару

Ей не спеть, не целовать

Губы цвета спелой вишни

И пунцовый мак ланит…

Звук гитары тише… тише…

Кастаньет не слышно. Спит

Все вокруг. И лишь поэту

Не дано уснуть никак;

Все горят под солнца светом

Губы-вишни, щёки-мак.

* * *

С каждым днем определенно

Все короче наши дни.

Осень обрывает с кленов

Красных листьев пятерни.

И сырой холодный ветер,

Как гуляка записной,

Позабыв про все на свете,

Золотой шуршит листвой.

С красным золото мешая,

Он украсит тротуар…

Только дворник проклинает

Их обоих щедрый дар.

И сметает его в кучи,

Поджигает и глядит,

Чтоб они горели лучше…

Но погасят их дожди,

Что прольются, точно слезы,

Для начала лишь едва…

Осенью влюбляться поздно;

Стынут чувства и слова.

* * *

У фуги Баха на краю,

на берегу ручья

я, глядя на тебя, стою.

И ты стоишь – ничья.

Казалось, руку протяни,

и вот твоё плечо…

Секунды тянутся, как дни,

и жгутся горячо.

Тяну. Тяну, а проку нет;

никак не дотянусь…

Ведут сражение тьма – свет,

а также радость – грусть.

Кто победит, не знаю я,

в неравном том бою…

Стою на берегу ручья,

у фуги на краю.